ВАСТУ-ШАСТРА

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 06.12.2025, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Васту
Васту
Васту
Экопоселение

СОТВОРЕНИЕ   ВСЕЛЕНСКОЙ   ФОРМЫ

(«Шримад – Бхагаватам»,  песнь – 3,1   гл. 6   тексты 2 – 34. С переводом и комментариями Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады ( в данных текстах неполные комментарии ) ).

Т-2.   «Тогда Верховный Всемогущий Господь вместе с богиней Кали, Его внешней энергией, которая соединяет между собой различные  элементы творения, вошел одновременно в двадцать три материальных элемента.»

Двадцать три материальных элемента:

1-совокупная материальная энергия,                             13-глаза,

2-ложное эго,                                                                14-    уши,

3-звук,                                                                          15-    нос,

4-осязаемость,                                                               16-   язык,

5-форма,                                                                        17-    кожа,

6- вкус,                                                                          18-   руки,

7- запах,                                                                        19-   ноги,

8-земля,                                                                         20-    анус,

9-вода,                                                                          21-    гениталий,

10-огонь,                                                                       22-   речь,

11- воздух,                                                                    23-    и ум.

12-эфир,

Время соединяет их и в назначенный срок вновь разъединяет. Таким образом, время является энергией Господа, и эта энергия действует определенным образом, повинуясь воле Господа. 

Эту энергию называют Кали, и олицетворением ее является темнокожая богиня разрушения, которой поклоняются главным образом люди находящиеся в материальном мире под влиянием гунны невежества.

Господь входит в эти элементы и воздействует на них Своей энергией, которую именуют Кали.

Этот принцип признают все ведические писания. В «Брахма – самхите» (5.35) сказано:

«Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, изначальной Личности Бога. В форме одной из Своих частей, полной экспансии (Маха-Вишну), Он входит в материальную природу, затем (В образе Гарбходакашайи Вишну) – в каждую из материальных вселенных, а после этого ( в образе Кширодакашайи Вишну) проникает во все элементы, в том числе и в каждый атом материи. Подобным формам Господа  в материальном мире нет числа; они находятся во всех вселенных и внутри каждого атома».

 Т-3    « Итак, когда посредством Своей энергии Господь вошел в материальные элементы, все живые существа ожили и приступили к разнообразной деятельности, подобно человеку, который, просыпаясь, сразу берется за работу.»

После уничтожения творения все индивидуальные души переходят в бессознательное состояние и вместе с материальной энергией ходят в тело Господа. Такие живые существа относятся к категории вечно обусловленных душ, однако каждый раз, когда материальный мир снова создается, им представляют возможность получить освобождения и стать свободными душами.

Научившись связывать свои желания с трансцендентным служением Господу, живое существо достигает совершенства и возвращается в духовное царство, чтобы вечно наслаждаться там жизнью в состоянии бодрствования.

 Т-4   «Когда по воле Всевышнего двадцать три основных элемента пришли в движение, на свет появилась гигантская вселенская форма Господа, Вишва – рупа».

Вират –руна, или вишва-рупа, гигантская вселенская форма Господа, которой имперсоналисты такое внимание, не принадлежит к числу Его вечных форм. 

Она проявляется по воле Господа уже после создания элементов материального творения.

 Т-5    «Когда Господь в виде Своей полной части вошел в элементы, из которых состоит мироздание, они соединились, приняв гигантскую форму, включающую в себя все планетные системы и все создания – движущиеся и неподвижные».

Все элемента мироздания материальны, и пока в них не войдет полная часть Господа, они не способны увеличиваться в объеме. Это значит, что  материя не убывает и не прибывает до тех пор, пока ее не коснется дух. Являясь порождением духа, материя увеличивается в объеме только тогда, когда соприкасается с духом.

Космическое тело вселенной растет и развивается по тем же законом, что и наши тела.

Т-6   «В течение тысячи небесных лет гигантский вират-пуруша, которого называют Хиранмайей возлежал на водах вселенной, и в Нем покоились все живые существа».

После того как Господь в образе Гарбходакашайи  Вишну входит в каждую из вселенных, половина вселенной заполняется водой. Доступное нашему зрению мироздание с его многочисленными планетными системами, плавающими в космосе, занимает лишь половину вселенной.

С того момента, как Вишну входит во вселенную, и до того момента, как начинают формироваться все планетные системы, проходит тысяча лет полубогов.

Живые существа, помещенные в лоно махат-татвы, распределяются по разным вселенным, входя туда вместе с Гарбходакашайи Вишну, и покоятся вместе с Господом вплоть до появления на свет Брахмы.

Брахма - первое живое существо во вселенной, и от него происходят все остальные полубоги и живые существа.

Прародителем человеческого рода является Ману, поэтому на санскрите человечество называют манушйа. Люди, обладающие телами различных типов, населяют разные типы планетных систем вселенной.  

 Т-7   « Cовокупная  энергия Махат – таттвы, принявшую форму гигантской Вират – рупы, сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые в свою очередь разделились на один, десять и три соответственно».

Бытие души проявляется в виде сознания, которое называют гьяна – шакти. Сознание гигантской Вират – рупы представляет собой совокупное сознание, и это же сознание проявляется в индивидуальных живых существах.

Деятельность сознания осуществляется с помощью жизненного воздуха, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна, и самана, а также нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая.

1-      Прана – проходит через нос в процессе дыхания.

2-      Апана – проходя через анус, выводит из организма испражнения.

3-      Самана – управляет движением пищи в желудке и иногда вызывает отрыжку.

4-      Удана – проходящий через горло, задержка которого вызывает удушье.

5-      Вьяна – циркулирует по всему телу.

6-      Нага – открывает глаза рот и т. д.

7-      Крикара – возбуждает аппетит.

8-      Курма – сокращает мышцы.

9-      Девадатта – помогает организму расслабиться при зевании.

10-   Дхананджая – способствует питанию организма.

Источником всех перечисленных выше воздушных потоков является сердце.

Материальная атмосфера оскверняет сознание души, и потому душа, ложно отождествляя себя с материальным телом, начинает заниматься материальной деятельностью.

В основе всей многообразной деятельности обусловленной души лежит ее оскверненное сознание. В чистом сознании живое существо занимается только одним вводом деятельности.

Сознание индивидуальной души становится единым с высшим сознанием тогда, когда приходит в полную гармонию с высшим сознанием.

В зависимости от степени чистоты, сознание бывает трех типов:

1-адхьятмика  – отождествления себя с телом и умом,

2-адхибхаутмика -  отождествления себя с продуктами материи,

3-адхидайвика  – отождествления себя слугой Господа.

Адхидайвика является начальной стадии существования в чистом сознании, приведенном в гармонию с волей Бога.

 Т-8    «Гигантская вселенская форма Господа – это первое воплощение и полное проявление Сверхдуши. Она является Душой бесконечного множества живых существ, и в Ней покоится, эволюционируя, все творение».

Существует два вида экспансий Верховного Господа – Его личные полные части и отделенные мельчайшие экспансии. Личные полные части Господа – это вишну – таттвы, а отделенными экспансиями Господа являются живые существа. Поскольку живые существа очень малы, их иногда называют пограничной энергии Господа.

 Т-9    «Гигантская вселенская форма представлена в трех, десяти и одном аспекте: Она – тело, ум и чувства, Она сила, управляющая движением десяти видов жизненной энергии, и Она же – одно сердце, являющееся источником этой энергии».

В «Бхагавад – гите» (7.4-5) говорится, что восемь элементов творения ( земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго) – это порождение низшей энергии Господа, а распоряжающиеся низшей энергией живые существа изначально относятся к Его высшей внутренней энергий.

Восемь видов низшей энергии действуют на грубом и тонком уровнях, а высшая энергия является движущей силой всех процессов жизнедеятельности.

Источником энергии, обеспечивающей деятельность тела, является сердце, а саму деятельность осуществляют органы чувств, энергию которым поставляют десять воздушных потоков, циркулирующих в теле.

Энергия сердце – это высшая энергия Господа, который находиться в сердце каждого живого существа вместе с индивидуальной душой и руководит всеми ее действиями.

  Т-10   «Верховный Господь является Сверхдушой всех полубогов, которым поручено творить материальный космос. Вняв молитвам (полубогов), Он после некоторого раздумья явил Свою вселенскую форму, давая им возможность постичь Себя».

Самостоятельно, без живого существа, материальное тело не способно расти и развиваться. Огромная вселенная развивается постепенно, подобно телу ребенка во чреве матери, поэтому представление о том, Что Высшая душа входит во вселенную, вполне логично. Не располагая необходимыми знаниями невозможно понять, что Верховная душа является причиной возникновения вселенной, так же как не знающие люди не способны обнаружить в сердце душу и Сверхдушу. Поэтому в Ведах Господа называют аванманаса-гочарах, что значит «Тот, кого невозможно постичь умом или описать словами».

Господь открывает Себя только Своему послушному преданному, занимающемуся трансцендентным любовным служением Ему. Полубоги, управляющие стихиями и элементами вселенной, обратились к Господу за наставлениями, и вняв их молитвам, Он явил им Свою вселенскую форму, так как в свое время явил ее Арджуне.

 Т-11   «Майтрея сказал: Теперь послушай о том, как Верховный Господь, явив гигантскую вселенскую форму, затем разделил Себя, произведя на свет многочисленные формы полубогов».

Полубоги, так же как и все остальные живые существа, являются отделенными частицами Верховного Господа.

Единственное различие между полубогами и обыкновенными живыми существами заключается в том, что, когда живое существо в процессе служения верховному Господу накопит достаточный запас благочестивых поступков и практически избавится от желания господствовать над материальной энергией, оно может стать одним из полубогов, которым Верховный Господь поручает управлять вселенной.

 Т-12   «Когда Агни, огонь, вышел из Его уст, в них вошли все и правители вселенной, заняв отведенные им места. Энергия огня дает живому существу возможность облекать свои мысли в слова».

Уста вселенской формы Господа является источником дара речи. Стихией огня управляет наделенное властью божество, или адхидайва. Произносимые нами речи – это адхьятма, то есть телесные отправления, а содержанием наших речей являются порождения материальной природы, или принцип адхибхута.

 Т-13   «После того как, отделившись, сформировалось небо вселенской формы, в него вошел Варуна – повелитель водной стихии всех планет вселенной; таким образом живые существа получили возможность с помощью языка ощущать вкус».

 Т-14    «Когда сформировались две ноздри Господа, в них, заняв отведенное им места, вошли близнецы Ашвини – кумары. Благодаря этому живые существа обрели способность различать запахи».

 Т-15    «Затем сформировались два глаза вселенской формы Господа. В них, вместе с функцией зрения, вошло Солнце, повелитель света. Так живые существа обрели способность видеть формы».

 Т-16   «Когда, отделившись, возникла кожа вселенской формы, в нее, вместе с функцией осязания, вошел полубог Анила – повелитель ветров. Таким образом живые существа обрели способность осязать».

Т-17   «Когда образовались уши вселенской формы, в них, вместе с функцией слуха, вошли полубоги, повелевающими сторонами света. Так живые существа обрели способность слышать и руководствоваться услышанным».

Уши – это самый важный орган живого существа. В форме звуков совершенное знание входит в ухо человека, делая его жизнь совершенной.

Ведический процесс познания целиком основан на слуховом восприятии, поэтому звук является самым важным источником знания.

 Т-18   «Когда сформировалась кожа, туда, вместе с соответствующими функциями, вошли полубоги осязания. Так у живых  существ появилась способность испытывать зуд и приятные ощущения от прикосновений». 

Основными элементами чувственного восприятия являются осязательные ощущения и зуд, которые мы испытываем благодаря коже и растущим на них волосам. Шри Вишванатха Чакраварти говорит, что полубогом осязания является воздушный поток, циркулирующий внутри тела, а за растущие на теле волосы отвечает полубог Ошадхья. Объектом восприятия для кожи является касание, а для волос, растущих на теле, – ощущение зуда.

 Т-19   « Когда, отделившись, возникли гениталий вселенской формы, в них, вместе с функцией осеменения, вошел Праджапати, первое живое существо во вселенной. Благодаря этому живые существа получили возможность наслаждаться половыми отношениями».

 Т-20   «Затем сформировалась прямая кишка, куда, вместе с функцией выводящих органов, вошел их повелитель Митра. Так живые существа обрели способность испражняться и мочиться».

 Т-21   «Когда, отделившись, возникли руки вселенской формы, в них вошел Индра, царь небес. Так живые существа обрели способность вести дела и добывать средства к существованию».

 Т-22   «Затем, отделившись, возникли ноги вселенской формы, куда, вместе с двигательной функцией, вошел полубог по имени Вишну (не являющийся Личностью Бога). Так живые существа получили возможность двигаться и достигать места назначения».

 Т-23  «Когда, отделившись, возник разум вселенской формы, в него, вместе со способностью постигать, вошел Брахма, владыка Вед. Так живые существа обрели способность познавать объекты этого мира».

Т-24   «Затем, отделившись, на свет появилось сердце вселенской формы, и в него, вместе с мыслительной функцией, вошел полубог Луны. Таким образом, живое существо обрело способность рассуждать».

 Т-25   «Затем, отделившись, возникло материальное эго вселенской формы, куда, вместе со способностью к деятельности, вошел Рудра, повелитель ложного эго. Так живые существа обрели способность целенаправленно действовать».

Ложное эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя с материей, находится во власти полубога Рудры, являющегося воплощением Господа Шивы.

Рудра – это воплощение Верховного Господа, которое отвечает в материальном мире за гуну невежества.

Деятельность ложного эго направлена на удовлетворения тела и ума. Большинство людей, руководящихся в своей жизни ложным эго, подвластны Господу Шиве. Когда невежество человека принимает более утонченные формы, он начинает мнить себя Верховным Господом.

Это убеждение обусловленной души, также продиктованное ложным эго, - последняя западня, которую расставляет для нее иллюзорная энергия, держащая в своей власти весь материальный мир.

 Т-26   «Когда, отделившись, возникло сознание вселенской формы Господа, в него с функцией сознания, вошла Махат – таттва, повелевающая совокупной энергией. Так живое существо обрело способность постигать прикладное знание».

 Т-27   «Затем, из головы вселенской формы появились райские планеты, из ног – планеты земного типа, а из живота – небо. Эти планеты, в соответствии с разными  гунами материальной природы, населили полубоги и другие живые существа».

 Т-28   «Полубоги, находящиеся под влиянием гунны благости и наделенными присущими ей замечательными качествами, живут на райских планетах, а люди, находящиеся под влиянием гуны страсти, вместе с другими существами их подопечными населяют Землю».

В «Бхагавад – гите» (14.14-15) говорится, что живые существа, находящиеся под преимущественным влиянием гунны благости, поднимаются на высшие, райские планеты: те, кто находится под влиянием гунны страсти, попадают на средние планеты земного типа, а те, кто пребывает во власти гунны невежества, опускаются на низшие планеты или появляются на свет в животных формах жизни.

Когда же человек культивирует в себе качества, присущие гуннам страсти и невежества, он убивает тех животных, которых должен опекать. Те, кто занимается бессмысленным уничтожением животных,  лишены возможности подняться на уровень гунны благости. Тем самым они обрекают себя на рождения в низших формах жизни.

Деление планет на высшие и низшие производится с учетом того, какие типы живых существ на них обитает.

 Т-29   «Живые существа, составляющее окружение Рудры, находятся под влиянием третьей гуны материальной природы – гуны невежества. Они населяют планеты, расположенные в небе между земными и райскими планетами».

Вселенная населена многочисленными живыми существами, которые живут на тех или иных планетах в зависимости от того, какими качествами обладают и под влиянием какой из гун материальной природы находятся.

 Т-30   «О глава династии Куру, ведическая мудрость возникла из уст вират – рупы, гигантской формы Господа. Людей,  склонных к постижению ведического знания, называют брахманами; они по праву играют в обществе роль наставников и духовных учителей всех остальных сословий».

«Бхагавад-гита» (4.13) подтверждает, что четыре сословия человеческого общества сформировались вместе с частями тела гигантской формы вишва-рупы Господа: Его устами, руками, талией и ногами.

Его уста – это брахманы,

Его руки – кшатрии,

Талия – вайшьи,

Ноги – шудры.

Каждый человек занимает отведенное ему место в теле гигантской  вишва-рупы Всевышнего. С этой точки зрения, ни к одной из каст нельзя относится свысока, ибо все они связаны с той или иной частью тела Господа. Все части тела выполняют важные функции, однако самой важной его частью является рот. Поэтому наиболее важную часть тела Господа называют местом пребывания брахманов, которые занимаются изучением Вед.

Человека, которого больше привлекают мирские занятия, нежели постижение ведической мудрости, нельзя считать брахманом, даже если он родился в семье брахманов, или от отца брахмана. Главное качество брахмана – это его склонность к изучению Вед. Местом пребывания Вед являются уста Господа.

Склонность к изучению Вед не является привилегией какой либо определенной касты или сословия. Эту склонность может проявить любой человек, независимо от его происхождения или страны, в котором он родился, и одного этого вполне достаточно, чтобы считать его настоящим брахманом.

 Т-31   «Затем из рук гигантской вират – рупы возникла способность защищать, и вместе с ней на свет появились кшатрии, которые призваны охранять общество от воров и негодяев».

Подобно тому, как брахманов отличает склонность к постижению заключенного в Ведах трансцендентного знания, так кшатриям присуща способность защищать общество от тех, кто нарушает его покой – воров и других преступников.

Критерием принадлежности человека к той или иной касте, всегда являются его качества, а не происхождения. Происхождение – это побочный фактор, оно не играет решающей роли при делении общества на социальные слои и сословия.

В «Бхагавад-гите» (18.41-44) перечислены качества брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и, чтобы претендовать на принадлежность к той или иной социальной группе, человек должен обладать всеми требуемыми качествами.

Кшатрии призваны быть представителями Господа-пуруши и защищать праджей, то есть всех рожденных на суше и в воде.

 Т-32   «Источник средств существования всех людей, каким является производство зерна и его распределение среди праджей, появился из бедер вселенской формы Господа. Торговцев и земледельцев, ведающих в обществе производством и распределением, называют вайшьями».

Здесь однозначно сказано, что жизнь человеческого общества должна быть основана на више, то есть на земледелии и деятельности, связанной с распределением продуктов земледелия: транспортных перевозках, банковском деле и т.д. Промышленность – это противоестественный источник существования, особенно тяжелая индустрия, являющаяся причиной многих бед современного общества.

В «Бхагавад-гите» говорится, что вайшьи должны заботиться о коровах, возделывать землю и заниматься торговлей. Достаточно заниматься разведением коров и земледелием, чтобы было все необходимое для жизни.

Обмен товарами, связанные с банковскими операциями и транспортными перевозками, - одна из сфер деятельности, необходимого в обществе такого типа.

Варна вайшьев делится на несколько каст:

1-кшетри – землевладельцы

2-кришаны -  землепашцы

3-тила-ваник – торговцы зерном

4-гандха-ваник – торговцы пряностями

5-суварна-ваник – торговцев золота и банкиры.

Брахманы являются духовными учителями и наставниками общества.

Кшатрии защищают своих подданных от воров и разбойников.

Вайшьи занимаются производством продуктов  и их распределением.

Шудры, то есть люди не обладающие интеллектом, не способные действовать самостоятельно и заниматься каким-либо из перечисленных выше видов деятельности: они созданы для того, чтобы служить трем высшим сословиям общества, зарабатывая таким образом средства к существованию.

В ведические времена кшатрии и вайшьи обеспечивали брахманов всем необходимым для жизни, поскольку у брахманов не было времени самим зарабатывать себе на жизнь. Кшатрии взимали налоги только с вайшьев и с шудр, брахманы были освобождены от уплаты подоходного и земельного налога.

Таково совершенное социальное  устройство. В обществе, устроенном по этому образу, не было политических, социальных и экономических потрясений. Итак, чтобы в обществе царил мир, в нем должна поддерживаться сословная структура, или деление на варны.

 Т-33   «Затем, чтобы довести до совершенства исполнение религиозных обязанностей, из ног Личности Бога появилось служение. Ноги Господа – это место пребывания шудр, которые удовлетворяют Его своим служением».

Все живые существа созданы для служения. Предназначение живых существ – служить Господу. Служа Ему, они могут достичь совершенства в религиозной практике. Такое совершенство недостижимо с помощью абстрактных философских рассуждений или накопления теоретических знаний.

Занимаясь философскими рассуждениями, трансценденталисты – гьяни ставят перед собой одну цель – отличить материю от духа, однако им неизвестно о том, что делает душа,  после того как обретет знание и освобождение.

Здесь ясно сказано, что совершенство религиозной практики достигается в процессе служения, поэтому из ног Господа появился принцип служения, однако трансцендентное служение, о котором здесь идет речь, не имеет ничего общего с теми представлениями о служении, которые бытуют в материальном мире.

Оказавшись в материальном мире, обусловленная душа стремится подчинить себе других, но внешняя энергия Господа вводит и вместо этого она становится рабом материальной природы.

В «Бхагавад-гите» и в «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что желание служить Господу является для живого существа совершенством. Только служа Господу, брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры  совершенным образом исполняют предписанные им обязанности.

 Т-34   «Все сословия общества вместе с предписанными им обязанностями и условиями жизни возникли из Верховной Личности Бога. Поэтому, чтобы вырваться из плена обусловленной жизни и достичь самоосознания, необходимо принять духовного учителя и под его руководством поклоняться Верховному Господу».

Все живые существа во вселенной рождены из различных частей тела вселенской формы Верховного Господа и поэтому должны служить всему телу. Функция всех органов нашего тела – будь то рот, руки или бедра – служить всему организму. Таково их предназначение.

Живые существа, находящиеся в более низких, чем человеческая, формах жизни, не могут осознать своего предназначения, но те, кто имеет человеческое тело, должны понять это, исполняя свои обязанности в рамках системы варн, или сословий общества.

Брахманы являются духовными учителями всех остальных сословий, таким образом, в основе процесса очищения лежит брахманическая культура, которая венчает трансцендентное служение Господу. 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Проигрыватель
Наш опрос
Интерисует вас Васту
Всего ответов: 233
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz