Т-43 «Вода характеризуется способностью увлажнять другие вещества, способствовать смешиванию различных веществ, приносить чувство удовлетворения, поддерживать жизнь, размягчать предметы, уменьшать жар, непрерывно пополнять водоемы, и освежать, утоляя жажду».
Т-44 «Подчиняясь высшей воле, вода соединяется со вкусом и порождает тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов».
Т-45 «Единый запах проявляется в различных формах; как смешанный, отталкивающий, приятный, слабый, сильный, кислый и так далее – в зависимости от того, в какой пропорции к нему примешиваются посторонние вещества».
Т-46 «Свойства земли проявляется при создании скульптурных изображений Верховного Брахмана, строительстве домов, изготовлении горщков для воды и т.д. Иными словами земля является вместилищем всех остальных элементов».
В земле присутствуют все остальные элементы – звук, небо, воздух, огонь, и вода. Земля - это продукт последней трансформации, которую претерпевают живые существа, а также гуны материальной природы, под влиянием которых они находятся.
Т-47 «Чувство, воспринимающее звук, называют слухом, а чувство, воспринимающее касание, называют осязанием».
Звук – это один из атрибутов эфира, а также объект чувства слуха. Подобно этому, касание является атрибутом воздуха и объектом восприятия чувства осязания.
Т-48 «Чувство, воспринимающее форму, которая является отличительной характеристики огня, называют зрением.
Чувство, воспринимающее вкусовые ощущения, которые представляют собой отличительную характеристику воды, называют вкусом.
И наконец, чувство, воспринимающее запахи, которые являются отличительной характеристикой земли, называют обонянием».
Т-49 «Поскольку причина существует также в
следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только
земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов».
Небу - присущ только звук.
Воздуху – звук и осязание.
Огню – звук, осязание и форма.
Воде – звук, осязание, форма и вкус.
Земле – звук, осязание, форма, вкус и запах.
Т-50 «Когда все эти элементы существовали в чистом виде, Господь, Верховная Личность Бога, который является источником мироздания, вместе со временем, деятельностью и гунами материальной природы вошел во вселенную, которая была заполнена совокупной материальной энергией, состоящей из семи элементов».
Рассказав о том, как возникли причины, Капиладева приступает к описанию того, как появились следствия. В то время, когда причины еще находились в чистом виде, Верховный Господь в образе Гарбходакашайи Вишну вошел в каждую из материальных вселенных, заполненных семью основными элементами – пятью грубыми материальными элементами, совокупной энергией (махат-таттвой) и ложным эго.
Войдя во все вселенные, Господь вошел в каждый атом материального мира. Это подтверждает «Брахма-самхита» (5.35). Он находится не только внутри вселенной, но и внутри каждого атома. Он пребывает в сердце каждого живого существа. Так Гарбходакашайи Вишну, Верховная Личность Бога, вошел во все сущее.
Т-51 «Из семи принципов, которые под влиянием Господа пришли в движение и объединились друг с другом, возникло лишенное разума яйцо, а из него, в свою очередь, появилось знаменитое Космическое существо».
Самостоятельно материя не может принять форму: чтобы это произошло, ее должна коснуться энергия жизни. Аналогичным образом, материальный мир начинает развиваться только после того, как Господь в аспекте вират-пуруши приводит его в движение. Он привел в движение материю, в результате чего было сотворено космическое пространство ив нем проявилась вселенская форма Господа.
Т-52 «Это вселенское яйцо, или вселенную в форме яйца, называют проявлением материальной энергии. Оболочки воды, воздуха, огня, неба, эго и махат-таттвы, одна толще другой, покрывают вселенную. Каждая последующая оболочка в десять раз толще предыдущей, а последняя, внешняя оболочка состоит из прадханы. Внутри этого яйца находится вселенская форма Господа Хари, и четырнадцать планетных систем являются членами Его тела».
Т-53 «Верховная Личность Бога, вират-пуруша, вошел в это золотое яйцо, покоившееся на воде, и разделил его на множество частей».








